рекомендации логопеда

"ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДОМА"

Бывают ситуации, когда родителям не хватает сил, фантазии, опыта придумать занятия, которыми можно увлечь детей. На самом же деле есть много способов, как это сделать с пользой для ребенка. Игры, которые можно использовать дома для развития мышления и речи разнообразны. Игры могут требовать обязательного речевого сопровождения ребенком, а могут обходиться без такового. Мы создали видеоподборку игр (выражаем благодарность авторам видеороликов из интернета), которые помогут родителям развить речь своего ребёнка. (смотрите видео).

Игры разделили на несколько групп. Итак, для красивой речи нужно:

  • Правильное дыхание. Для речевого  дыхания характерны быстрый энергичный вдох, небольшая пауза и продолжительный ровный выдох. Очень важно: продолжительность игры – 3-5 минут, иначе может возникнуть головокружение.
  • Артикуляционная моторика. Чтобы научить ребёнка правильно произносить тот или иной звук, необходимо знать как он произносится и какие движения артикуляционных органов необходимо отработать. Артикуляционная гимнастика-это комплекс упражнений направленный на выработку подвижности языка, губ, нижней челюсти. (видео – весёлая артикуляционная гимнастика)
  • Игровые упражнения на развитие мелкой и общей моторики рук. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук и общей моторики. Играем с крупами.  Смешайте несколько круп – поиграйте в «золушку» – отберите одну крупу от другой. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая её из песка, определить, что ему попалось в руки. Волшебные палочки.  Выкладывание из счетных палочек или спичек с отрезанными головками простейших геометрических фигур, предметов, узоров. Вырезанные из бумаги трапеции, круги, овалы дополнят изображения. Лепим, вырезаем, рисуем. (видео – игры на развитие мелкой и общей моторики).
  • Игры на развитие грамматического строя.
  • Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

Противопоказания для выполнения дыхательной гимнастики: травмы позвоночника или головного мозга, высокое артериальное, глазное или внутричерепное давление. (видео – дыхательная гимнастика).

4.      Игры на обогащение словаря ребенка. 

 «Игры с мячом».

«Я буду называть один предмет, и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его, и называть много предметов. Итак, начинаем: жаба - жабы, жук-жуки и т.д. .» По той же схеме игра: (назови лаского предмет, например стул – стулик;  название детёнышей животных  и их родителей; игра скажи наоборот, например горячий-холодный, большой-маленький и т.д.

           «Доскажи словечко».

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее:

Ворона каркает, а воробей . . .

Сова летает, а заяц . . .

У коровы теленок, а у лошади . . .

Сахар сладкий, а лимон …

Луна видна ночью, а солнце …

Огонь горячий, а лед …

Река широкая, а ручей …

Камень тяжелый, а пух …

           Угадываем на вкус овощи и фрукты.

           «Скажи, как я».

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Следите за тем, чтобы малыш произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.

Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых ребенок испытывают затруднения.

                  «Чудесный мешочек».

Задание для детей:  нужно определить предмет на ощупь, не заглядывая в мешочек.

Понадобится: любой мешочек, мелкие игрушки, буквы, цифры и т.д.

Нужно добивается, чтобы малыш правильно и внятно назвал предмет.

                   «Какой предмет?».

Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

Красное — платье, яблоко, знамя, …

            «Приготовим сок».

Из яблок сок (яблочный). Из груш, из слив, моркови, лимона, апельсина? И наоборот: апельсиновый сок из чего?

             «Чего не стало?».

Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов (можно игрушки) – 4 – 7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах.

               «Волшебные очки».

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.

«Перепутаница».

Жили были: слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались.

Помоги словам распутаться.

Слова:

босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр.

 

Игра «Доскажи слово». Взрослый  говорит начало слова-  ребенок называет, заранее оговоренное окончание.

  …(ка) : кад-…, бан-…, гай-…, пап-…, юб-…, ут-…, дуд-…, кеп-…

…(ва) : тык-..,, бук-…, коф-…, ла-…, ай-…, хал-…, кан-…

… (ли) : туф-…, кег-…, ваф-…, пет-…, саб-…, кап-…

… (но) : вид-…, ок-…, пят-…, тем-…, дав-…, боль-…

Важно  формировать культуру речи: умение говорить чётко, выразительно; слушать собеседника, стараться его понять, не перебивать; не перескакивать с предмета на предмет.

 Удачи вам и терпения!

<< Назад